Недавно я стоял в самом конце платформы станции Новокузнецкая и дожидался поезда, которого не было уже более 10 минут, хотя был ранний вечер. Как это обычно и бывает со мной – тоннель манил, тем более что в своё время всё вокруг этой станции было мною исхожено, да и не только мной. В начале, в середине двухтысячных попасть под землю было значительно проще, чем сейчас. Мы спускались на «Новокузню» через неприметную сараюшку, притаившуюся во дворе за трамвайными путями. И, хоть с платформы мне не было видно выхода из ствола в тоннель, я точно знал, что он есть. Вон и разрыв контактного рельса, через который мы когда-то бежали вслед поезду, чтобы нас не заметили со станции, а дальше, забежав в «безопасную» зону ССВ, до боли в ногах бродили по освещённым и тёмным путям.

Вообще-то, часто, стоя на платформе, я представляю себе, что вдруг оказался в тоннеле, и мне нужно уберечься, чтобы не попасть под поезд. От этого становится и чуть-чуть страшно, и, в то же время, просыпается бешеный азарт. Попасть в метро под поезд не так уж и просто, как думают некоторые, по крайней мере, вероятность попадания, может, и больше, чем на обычной железной дороге, но инстинкт самосохранения, даже в самой патовой ситуации, всё равно подскажет единственное верное решение. Главное, как говорится, без паники. На эту тему, я хочу рассказать об одном случае, произошедшем с моими друзьями несколько лет тому назад. А чтобы ни у кого не вызвало сомнение правдивость написанного, ниже приведу рассказ машиниста метро, хотя и не связанный напрямую с ситуацией моих друзей, но, как нельзя лучше, отразивший некоторый пофигизм работников метрополитена, проявляемый в утренние часы.

Мои друзья (назовём их Мишей, Гришей и Ваней) – неутомимые исследователи потаённых городских пространств, решили обследовать шахтный ствол станции Маяковская, сохранившийся с момента строительства нового выхода, и, пробравшись на территорию метростроя, спустились вниз. То ли не рассчитав время подачи напряжения на контактный рельс, то ли ещё по каким причинам, в пять тридцать утра ребята оказались вовсе не у выхода на поверхность, а возле станции Тверская. Прошёл первый поезд, на платформе уже начали появляться редкие пассажиры, а Миша, Гриша и Ваня сидели в узком коридоре, проводящем электрические кабели за внешней стеной станции и думали, как выбраться. Пытатьсядобежать до Маяковки по рабочему тоннелю было слишком рискованно. Тем более, гарантии, что в нужный момент в тоннеле окажется гермодверь, трансформатор или межтоннельная сбойка, где можно было бы спрятаться от машиниста - никакой, а сидеть почти целые сутки в пыльном коллекторе за стеной станции, чтобы следующей ночью опять смешаться с рабочими и выйти на поверхность, не хотелось. Обшарив свой рюкзак, Миша обнаружил железнодорожный трехгранник – ключ, каким пользуются машинисты и проводники для запирания дверей в составе, и предложил неожиданное и смелое решение: что, если попробовать выбраться через состав? До задней кабины поезда, когда тот остановится на станции – метров двадцать, дверь окажется с противоположной от платформы стороны, что если…

Издалека послышался нарастающий гул, тоннель осветился светом фар, и мимо ребят, лязгая и гудя на торможении, пронеслись вагоны. За ним вдогонку бросился Миша, сжимая в руке трёхгранник. Машинист, остановившись, ещё не успел открыть двери, а Миша, забравшись на лестницу, уже колдовал с замком. Двери состава распахнулись одновременно с задней дверцей кабинки, в которую и заполз на коленках Миша. А из своего укрытия к последнему вагону уже неслись Гриша и Ваня. Было слышно, как предупредили о закрытии дверей, о том, что следующая станция Театральная, а Гриша, как назло медленно протискивался в узкий проём входа в кабину. Ваня же стоял между стеной станции и вагоном, молясь об одном, чтобы машинист не взглянул ненароком в правое зеркало. Секунды тянулись мучительно долго, послышалось шипение закрываемых дверей, когда Ваня взлетел по узким ступеням лестницы и, пытаясь занять лежачие положение на Гришиной спине, захлопывал ногой гостеприимную дверцу. И вдруг, резко и тревожно, заставив бешено заколотиться сердце, раздался гудок. Короткий ясный звук метнулся эхом по станционному залу и замер в отдалённых уголках мраморного вестибюля. Это могло означать только одно – заметили. Но в ту же секунду поезд дрогнул и начал набирать ход. Оказалось, это Гриша, стараясь проползти за кресло, локтем задел педаль звукового сигнала- оплошность, чуть было не ставшая роковой.

Поезд уже шёл по тоннелю, когда ребята поднялись на ноги. Теперь оставалось открыть дверь в вагон и, выйдя из кабины, смешаться с обычными пассажирами. Миша вставил ключ в замок и, выглянул в маленькую щёлочку. Пассажиров в салоне было не много, зато на лавках сидело человек десять «желтков», рабочих в оранжевых жилетках. Пропустив друзей вперёд, Миша схватил с приборной панели какой-то табель, и, сделав вид, что записывает показания приборов, застыл в дверном проёме между салоном и кабиной машиниста. Невероятно, но авантюра удалась. Через полторы минуты друзья переглядываясь и с трудом сдерживая смех, вышли на платформу станции Театральная, и, отличаясь от обычных пассажиров разве что чёрными от тоннельной пыли лицами, разъехались по домам.

А теперь я приведу другой рассказ, скопированный с «форума неправильных машинистов», который, как мне кажется, должен пояснить, почему такой смелый поступок удался, и даже гудок хвостовой кабины состава не привлёк никакого внимания.


.Назойливый писк будильника выдирает меня из сна в суровую реальность.Время 4:45.Опять ранняя смена,мать её.Матюкаясь,выползаю из под одеяла.Умывание,одевание.Всё как обычно.Не забыть бросить сахар в чай,что предназначен на работу,а то опять плеваться потом.
Время 5:20.Выхожу из подъезда и лениво ползу на автобусную остановку,к первому автобусу до метро.Скотина.Опять опаздывает.
Наконец приехал.Битком уже.Всегда удивлялся,куда народ едет так рано.Хотя,если надо мне,то,возможно,и другие начинают работать так рано.
Наконец,отяжелевшая туша автобуса подползает к метро.Время 5:40.Вся толпа в эктренном темпе ломится в подземку.В 5:43 отправляется первый поезд.И вот,наконец,я добираюсь со своей окраины до центра.Ещё полчаса,и я на Юго-западной.Поспать по пути так и не удалось-всю дорогу провисел на поручне между двумя толстыми тётками... Направляюсь в медпункт.Там меня ждёт наш железный друг-компьютер в комплекте с фельдшером.Манжету на руку,датчик на пальчик.Меряем.Что?Давление ниже нормы?Сейчас сделаем.Несколько энергичных движений,руку с манжетой опускаю вниз.Всё ок.Здоров.Годен.И не беда,что через минуту я опять буду напоминать варёную муху.На манёврах развеюсь.Теперь к дежурной,взять реверсивку,найти напарника,и вперёд.Сегодня я по заводу.Это хреново.Затопчут.
Манёвры-как конвейер:прибывает поезд,меняешь основного машиниста,заводишь состав в тупик,выключаешь всё.Напарник(выводящий)выводит его обратно на станцию,на путь,с которого поезд уйдёт обратно на север.Эта процедура повторяется раз за разом,поезд за поездом.
Ближе к восьми становится совсем тесно.Народ валит в метро сплошной рекой.Вот уже совсем тяжело становится выходить из вагона обратно на платформу.Народ стоит стеной,и сложно найти хоть небольшой промежуток среди этой массы.Не успели двери ещё полностью открыться,а толпа,с обезумевшим от такого обилия свободных мест взглядом,уже несётся в салон,сбивая всё и всех на своём пути.И меня в том числе...
В эти моменты всегда жалею,что под рукой нет видеокамеры.Эти лица надо видеть. Каждый раз пробиваюсь с боем,активно работая локтями и ногами.Иначе занесут в салон,и уедешь на Вернадского...Вот молодая девушка,чуть ли не бегом кидается на свободное место...эх опоздала.Приземлилась уже на колени к ещё более бодрой старушке с авоськой.Объёмная мадам в красной кофте загородила своим телом почти весь дверной проём.Пытаясь пробраться через неё,зацепляюсь птичкой(значок такой на груди)за её кофту,и тяну,тянууу ярко красную нить из неё.Мадам,в свою очередь,тянет в другую сторону.В результате,метра три красной,шерстяной нитки уползают за мной на противоположный конец платформы.
Ещё десяток составов,и на мои ботинки жалко глядеть.Уже болит нога от удара чем-то тяжёлым в сумке у тощего мужика.Птичку оторвали совсем,и где она-неизвестно.
Ближе к десяти утра,толпа редеет,становится намного легче.Но мне уже всё равно,я замотался и наступила апатия.Перестал уже ненавидеть пассажиров и хочу домой.СПАТЬ!
Наконец-то наступает благословенный размен.Я сажусь на состав и продолжаю работать на нём.Какой всё-таки кайф,сидеть и никуда не ходить туда-сюда.
Смена условий даёт результат.Меня начинает банально вырубать.Монотонность тоннелей,духота в кабине и укачивание делают своё чёрное дело.Мозг уходит в "нирвану".Не помогают ни хвалёная гимнастика,рекомендованная службой подвижного состава,ни открытая настежь форточка.От будильника водителя толку тоже ноль.Ну не падает у меня голова при засыпании,и не наклоняется никуда.Вот и не пищит он.
Так,в состоянии зомби,доезжаю наконец до Сокольников,где меня подменяют.
О это сладкое слово подмена.Целых 22 минуты типа отдыха.Успел посетить злачное место,разогреть и поесть горяченького.На чай времени,увы,не хватило-будет чем заняться в кабине.
Продолжаю кататься.Решил попить всё-таки чаю.Зря.На Чистых,по первому пути загибается состав,и пока машинист его реанимирует,диспетчер начинает безжалостно "крутить" поезда по всей линии.Только я разлил чай по стаканам так сказать,как диспетчер даёт команду на комсомолке высаживать пассажиров и следовать под оборот.Быстренько влив в себя остатки чая,делаю объяву пассажирам и перехожу по платформе в хвост состава,уворачиваясь от выходящих из состава,и протискиваясь сквозь стоящих людей.
Поменяв кабину,завожу состав на путь оборота и,прорвавшись по вагонам,вывожу обратно на Комсомолку,для следования до ул.Подбельского... Опять еду на север.Шум в радиоэфире стоит невобразимый.Диспетчер,судя по всему,чуть ли не в истерике.Кричит,оборачивает всех и вся,попутно пытается вызвать машиниста сломавшегося поезда.Инструктор ЦДП между её криками пытается дать ему рекомендации по устранению неисправности.Короче-бедлам. Пассажиры на севере линии ещё не ощущают результатов поломки состава на Чистых,и только на Черкизовской,у первых двух вагонов, как всегда толпится разномастная публика с тюками и тележками.Между тем,машинист сломавшегося паровоза кое как привёл его в чувство,и на резервном пуске,по автоблокировке движется в направлении Парка.
Я тоже уже еду в этом направлении,но мне,видимо,сложнее.Интервал около шести минут,и толпы пассажиров штурмующих поезд.Куда все едут почти в полдень?Интересно,в этом городе вообще люди работают или целыми днями ездят?Но сейчас меня волнует не этот вопрос,а то,как мне закрыть наконец двери на той же Комсомолке(опять.как она меня достала уже).Люди уже не влезают в вагоны,но продолжают с усердием обречённых биться в дверях.Наконец,после серии нелицеприятных фраз,выданных мной по оповещению,двери удаётся закрыть.Отправляюсь.Чёрт,состав передёргивает,пропадает контроль дверей.Видимо,чей то орган всё же застрял в дверях,и при попытке вынуть его,пришлось их разжимать.Через пару секунд контроль восстановился и я начал аттракцион под названием "Русские горки.в метро".Вы уж извините меня УВАЖАЕМЫЕ пассажиры,но по другому никак.Ускоряясь на Ход-3,и от души подтормаживая,удалось сократить интервал до 5:45.Дальше-никак.Диспетчер,похоже,про меня забыла,а самому связаться с ней у меня банально не доходили руки-были заняты борьбой с поездом.Парень,едущий впереди тоже не терял времени и постепенно,не смотря на мои усилия,уходил в отрыв.
На Лубянке цыгане-карманники до последнего держали двери,а потом бегом рванули куда-то в глубь станции.Видимо,что-то спёрли.Так,с матюгами (как моими,так и пассажиров)я продвигался всё ближе к юго-западной.Сон благополучно ушёл и хоть в этом плане стало полегче...Да что же они лезут то все в одну дверь?Причём,как выходят из неё,так и войти в неё пытается такая же толпа.При том,что все остальные двери уже давно свободны.Иного слова как БАРАНЫ,не придумаешь.
После парка пассажиров стало меньше,и закрытие дверей стало проходить почти без пострадавших.Интервал,правда,от этого не уменьшился...
Каких только чудаков не встретишь-на Воробьёвых горах стоял парень лет двадцати и пускал мыльные пузыри из розового детского пистолета.Без комментариев...
Диспетчер,наконец даёт выдержку впереди идущему на Вернадского.Аж 2 минуты.Видимо вспомнила таки обо мне.
Доехал всё таки,несмотря на все усилия пассажиров,до юга.Выйдя из кабины,ловил их полные любви и благодарности взгляды на себе.И только безногому парню-попрошайке не было дела ни до кого.Он сидел на своей тележке возле колонны и тихо разговаривал с кем-то по мобильному телефону.Наверное со своими "работодателями".
Перешёл на другой конец платформы,попутно получив от встретившегося инструктора нагоняй за отсутствие пилотки на голове и наказ-"отправляться по готовности".Для сведения окружающих:пилотка в метро-это прибор безопасности.Его отсутствие на голове машиниста,угрожает безопасности движения и жестоко наказывается администрацией.
Продолжаю нарезать круги.Парень впереди всё никак не угомонится-и гонит,и гонит.Мне соответственно тоже приходится не отставать,а то диспетчер начнёт задавать свой любимый вопрос:"...маршрут,состав исправен? почему следуете с увеличенным интервалом?".Как будто нет других причин для такого интервала...
Самые красивые девушки всё-таки в России.Я бывал в разных странах,но нигде у меня так не болела шея как в Московском метро.За смену голова устаёт поворачиваться в сторону красивых девушек и женщин.Невозможно работать...
Девчонки,не одевайтесь слишком откровенно,спускаясь в метро.Иначе какой нибудь машинист(например я),заглядевшись,махнёт станцию,на которой стоите Вы.Одна из Вас только что улыбнулась и помахала мне рукой на проспекте Вернадского.
Еду дальше.Бегут навстречу рёбра тюбингов,не отстают от них шпалы,станция сменяет станцию, ближе и ближе конец смены.
На перегоне Спортивная-Фрунзенская раздаётся женский голос по связи пассажир-машинист:-"алё,вы меня слышите?"
Отвечаю,что слышу,спрашиваю,что случилось.В ответ тишина.На следующем перегоне тот же голос
Сообщает мне,что:"у нас тут в вагоне 1464 пакет лежит.Ничейный."
Сообщаю о находке пассажиров диспетчеру,получаю её клятвенные заверения о том,что меня встретят.
Встретили.На Охотном ряду.Мент выпнул ногой бумажный пакет из макдональдса,дежурная показала диск и я поехал дальше.На станции Лубянка,на лавочке сидит с картонным ящиком на груди,псевдомонашка и пересчитывает пачку червонцев.Судя по тому,что ещё только полдень,бизнес у неё идёт хорошо.
Диспетчер уже успокоилась и лишь раздаёт ценные указания по оборотам,выдержкам и.т.д.
Так,что путь до Подбелки проходит относительно спокойно(не считая того,что надо гнать).Опять перехожу в противоположный конец станции и опять встречаю черкизовского уже инструктора(маленького такого,усатого),который изрекает ту же фразу:-"по готовности".Про пилотку сказать не рискнул-знал,видимо,чем это для него закончится.
И опять гонки.Ни пожрать,ни(извините)поссать.Ручка контроллера уже мокрая нафиг от моей вспотевшей руки.Интервал,правда порядка четырёх минут,а это намного лучше чем шесть.Пассажиры об этом не знают и прдолжают активно штурмовать понравившиеся им двери.Но их меньше и это не может не радовать.На Чистых прудах диспетчер вспоминает про меня ещё раз и радует меня тем,что я следую до парка под оборот.Это хорошо.Лучше чем до юга,ибо есть шанс,что я закончу почти вовремя.
Ставлю трафарет "ПАРК КУЛЬТУРЫ",устанавливаю информацию на пульте АСДКП-теперь информатор сам будет бухтеть о том,что "поезд следует до.....".
Путь до парка прошёл без приключений,как,впрочем и после оборота.Быстренько обернувшись,я направил свои колёса к сокольникам,навёрстывая время.Пассажиры летали.Но доехали до места назначения быстрее.Ну и я естественно тоже.Вообщем закончил я минут на 10 позже,что не особенно страшно.Так вот прошла у меня одна рабочая смена. А сколько их ещё будет...
Конец смены.НО... могут быть и другие.